«Умелый, здоровый и организованный»
Сложности с
освоением учебной программы возникают не только у детей с ограниченными
возможностями здоровья, но и у нормотипичных. Научить детей учиться,
всесторонне помочь им в развитии – для этого был создан проект «УЗОР», который
реализует АНО «Дальневосточное профессиональное сообщество психологов». Поговорили
с руководителем некоммерческой организации Еленой Алямкиной о том, как помочь
детям сформировать учебные навыки и найти новые увлечения.
Расскажите, как возникла идея проекта?
Это не первый наш подобный проект и в целом опыт работы с
детьми уже имеется. У нас есть организация «Дальневосточное профессиональное
сообщество психологов», где мы занимаемся в основном с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. В 2022 году нам
передали в хорошие руки образовательный центр «Магеллан». Подумав, мы решили
сконцентрировать его деятельность на образовательном и культурном развитии
детей, причём, с акцентом именно на нормотипичных детей.
Сам проект называется «УЗОР». Это аббревиатура,
расшифровывается как «умелый, здоровый, организованный ребёнок».
Сюда входит, в первую очередь, «умелый» – это
сформированность учебных навыков, навыков саморегуляции, то есть он может себя
заставить, он может спланировать свою деятельность.
«Здоровый» – тут понятно. Сейчас немало детей, которых
нельзя отнести к первой группе здоровья, у многих уже с раннего детства
ослабленное здоровье. Следовательно, ребёнок трудно усваивает школьную
программу в полном объёме.
«Организованный» – это насколько он сегодня всесторонне развивается через организации дополнительного образования, разные творческие группы.
С чем связан такой выбор?
К нам стали часто обращаться родители детей начальных классов с одинаковым запросом: дети не усваивают школьную программу. Странно звучит, но у некоторых детей уже в 1 классе есть репетиторы. Возрастная категория детей, с которыми мы работаем по нашему проекту – от 7 до 11 лет, начальная школа, и те, кто только собирается в 1 класс.
С чего началась работа в проекте?
Конечно, в первую очередь, с запроса родителей. Они
обозначили трудности у своих детей. Выяснилось, что, во-первых, не сформированы
определенные психические процессы. То есть, ребёнку нужно помочь запустить эти
процессы, доформировать. А во-вторых, есть дети, у которых не сформированы
учебные навыки.
Раньше в школах были такие факультативы, которые учили
учиться. Но сегодня все гораздо сложнее.
Сами родители говорят о том, что не понимают, как школьную программу объясняют
детям, поэтому не могут прийти им на помощь и ребёнок не справляется.
Например, кто-то из детей не может считать, кто-то не понимает, как решать задачу, у кого-то трудности с чтением, у кого-то с запоминанием, у кого-то с пересказом и так далее. Вот исходя из этих моментов мы сформировали три группы по два человека. Плюс мы делали детям нейропсихологическую диагностику. Она позволила понять, какие психические функции не полностью развиты и требуют корректировки.
Какие направления работы с детьми есть в проекте?
Во-первых, у нас работает логопед и психолог, которые занимаются
восстановлением пробелов в знаниях по программе плюс помогают детям формировать
учебные навыки.
Во-вторых, с детьми работает специалист-нейропсихолог на нейротренажере
БОС (биологическая обратная связь), который помогает с концентрацией внимания и
гармоничным развитием работы обоих полушарий мозга, нормальной работой
когнитивных функций.
Третье – это оздоровление. Мы запустили занятия по методу
йогатерапии. Специально подготовленный специалист проводит особый комплекс
упражнений, в зависимости от того, какая у ребенка потребность и какие
ограничения.
А еще мы задались вопросом, где ребёнок может дополнительно
развиваться. И тогда появилась идея провести семейный фестиваль, который в
последствии трансформировался в ярмарку талантов «УЗОР». Представили 27 детских
коллективов, городских и из районов края, выступили на большом концерте,
показали свои номера. А родители познакомились с их творчеством и увидели, где
дети могут заниматься, как и в каких направлениях развиваться вне школы.
Кроме концерта мы привлекли некоммерческие организации города, которые провели 19 бесплатных мастер-классов, в которых родители поучаствовали вместе с детьми. Мы планируем сделать ярмарку талантов ежегодной и проводить в последний день школьных весенних каникул.
«УЗОР» постепенно завершается. Какие результаты вы
видите, как дети поменялись за время проекта?
У детей улучшилась успеваемость в школе. Мы подошли к этому вопросу с необычной стороны и сделали ставку на проект «Сталинский букварь». Может быть, это покажется несколько несовременным, но мы взяли за основу методику советской школы – учебники, принцип преподавания, программу. Предварительно мы показали эти учебники и принцип объяснения материала родителям. Реакция была хорошая, кто-то сказал, что, если бы им так объясняли, они бы сами быстрее все поняли. А кто-то вспоминал, что сам так учился.
Как родители включены в работу с детьми?
Они занимаются вместе. Поначалу многие говорили: «Ну что
такое, мультики смотрит ребёнок датчик ему на голову надели, и он мультик
смотрит, ерунда». Затем несколько родителей попробовали и поняли, что это,
оказывается, очень трудно и требует большой концентрации. Или йогатерапия, это
тоже оказалось непросто. Родители, встав вместе с детьми на коврик для йоги,
говорят: «Я не тянусь! Там не тянется, тут не двигается! Сложно!».
У нас нет задачи напугать родителей сложными заданиями, мы
за то, чтобы они подключались и вместе с ребёнком начинали заниматься. Когда
были занятия по формированию учебных навыков, некоторые взрослые сидели на
занятиях с детьми, вместе смотрели и разбирались.
Есть у нас практика и индивидуальных консультаций. При
необходимости мы даем обратную связь прямо после занятий. Наши специалисты пишут
заключение по каждому ребёнку для родителя, чтобы взрослые понимали, с чем
ребенок пришел и какие навыки приобрел.
Это очень важно – видеть реальный прогресс и понимать, как к
нему пришли, какие функции удалось доразвить, а над чем еще нужно работать. Потому
что десяти занятий, которые прошел каждый ребенок в проекте, конечно,
недостаточно. Мы помогаем научиться учиться, но дальнейшее развитие ребенка
лежит на плечах родителей и самого ребенка.