http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

«Умелый, здоровый и организованный»

Сложности с освоением учебной программы возникают не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и у нормотипичных. Научить детей учиться, всесторонне помочь им в развитии – для этого был создан проект «УЗОР», который реализует АНО «Дальневосточное профессиональное сообщество психологов». Поговорили с руководителем некоммерческой организации Еленой Алямкиной о том, как помочь детям сформировать учебные навыки и найти новые увлечения.

Расскажите, как возникла идея проекта?

Это не первый наш подобный проект и в целом опыт работы с детьми уже имеется. У нас есть организация «Дальневосточное профессиональное сообщество психологов», где мы занимаемся в основном с детьми с ограниченными возможностями здоровья.  В 2022 году нам передали в хорошие руки образовательный центр «Магеллан». Подумав, мы решили сконцентрировать его деятельность на образовательном и культурном развитии детей, причём, с акцентом именно на нормотипичных детей.

Сам проект называется «УЗОР». Это аббревиатура, расшифровывается как «умелый, здоровый, организованный ребёнок».

Сюда входит, в первую очередь, «умелый» – это сформированность учебных навыков, навыков саморегуляции, то есть он может себя заставить, он может спланировать свою деятельность.

«Здоровый» – тут понятно. Сейчас немало детей, которых нельзя отнести к первой группе здоровья, у многих уже с раннего детства ослабленное здоровье. Следовательно, ребёнок трудно усваивает школьную программу в полном объёме.

«Организованный» – это насколько он сегодня всесторонне развивается через организации дополнительного образования, разные творческие группы.



С чем связан такой выбор?

К нам стали часто обращаться родители детей начальных классов с одинаковым запросом: дети не усваивают школьную программу. Странно звучит, но у некоторых детей уже в 1 классе есть репетиторы. Возрастная категория детей, с которыми мы работаем по нашему проекту – от 7 до 11 лет, начальная школа, и те, кто только собирается в 1 класс.



С чего началась работа в проекте?

Конечно, в первую очередь, с запроса родителей. Они обозначили трудности у своих детей. Выяснилось, что, во-первых, не сформированы определенные психические процессы. То есть, ребёнку нужно помочь запустить эти процессы, доформировать. А во-вторых, есть дети, у которых не сформированы учебные навыки.

Раньше в школах были такие факультативы, которые учили учиться.  Но сегодня все гораздо сложнее. Сами родители говорят о том, что не понимают, как школьную программу объясняют детям, поэтому не могут прийти им на помощь и ребёнок не справляется.

Например, кто-то из детей не может считать, кто-то не понимает, как решать задачу, у кого-то трудности с чтением, у кого-то с запоминанием, у кого-то с пересказом и так далее. Вот исходя из этих моментов мы сформировали три группы по два человека. Плюс мы делали детям нейропсихологическую диагностику. Она позволила понять, какие психические функции не полностью развиты и требуют корректировки.



Какие направления работы с детьми есть в проекте?

Во-первых, у нас работает логопед и психолог, которые занимаются восстановлением пробелов в знаниях по программе плюс помогают детям формировать учебные навыки.

Во-вторых, с детьми работает специалист-нейропсихолог на нейротренажере БОС (биологическая обратная связь), который помогает с концентрацией внимания и гармоничным развитием работы обоих полушарий мозга, нормальной работой когнитивных функций.

Третье – это оздоровление. Мы запустили занятия по методу йогатерапии. Специально подготовленный специалист проводит особый комплекс упражнений, в зависимости от того, какая у ребенка потребность и какие ограничения.

А еще мы задались вопросом, где ребёнок может дополнительно развиваться. И тогда появилась идея провести семейный фестиваль, который в последствии трансформировался в ярмарку талантов «УЗОР». Представили 27 детских коллективов, городских и из районов края, выступили на большом концерте, показали свои номера. А родители познакомились с их творчеством и увидели, где дети могут заниматься, как и в каких направлениях развиваться вне школы.

Кроме концерта мы привлекли некоммерческие организации города, которые провели 19 бесплатных мастер-классов, в которых родители поучаствовали вместе с детьми. Мы планируем сделать ярмарку талантов ежегодной и проводить в последний день школьных весенних каникул.


«УЗОР» постепенно завершается. Какие результаты вы видите, как дети поменялись за время проекта?

У детей улучшилась успеваемость в школе.  Мы подошли к этому вопросу с необычной стороны и сделали ставку на проект «Сталинский букварь». Может быть, это покажется несколько несовременным, но мы взяли за основу методику советской школы – учебники, принцип преподавания, программу. Предварительно мы показали эти учебники и принцип объяснения материала родителям. Реакция была хорошая, кто-то сказал, что, если бы им так объясняли, они бы сами быстрее все поняли. А кто-то вспоминал, что сам так учился.



Как родители включены в работу с детьми?

Они занимаются вместе. Поначалу многие говорили: «Ну что такое, мультики смотрит ребёнок датчик ему на голову надели, и он мультик смотрит, ерунда». Затем несколько родителей попробовали и поняли, что это, оказывается, очень трудно и требует большой концентрации. Или йогатерапия, это тоже оказалось непросто. Родители, встав вместе с детьми на коврик для йоги, говорят: «Я не тянусь! Там не тянется, тут не двигается! Сложно!».

У нас нет задачи напугать родителей сложными заданиями, мы за то, чтобы они подключались и вместе с ребёнком начинали заниматься. Когда были занятия по формированию учебных навыков, некоторые взрослые сидели на занятиях с детьми, вместе смотрели и разбирались.

Есть у нас практика и индивидуальных консультаций. При необходимости мы даем обратную связь прямо после занятий. Наши специалисты пишут заключение по каждому ребёнку для родителя, чтобы взрослые понимали, с чем ребенок пришел и какие навыки приобрел.

Это очень важно – видеть реальный прогресс и понимать, как к нему пришли, какие функции удалось доразвить, а над чем еще нужно работать. Потому что десяти занятий, которые прошел каждый ребенок в проекте, конечно, недостаточно. Мы помогаем научиться учиться, но дальнейшее развитие ребенка лежит на плечах родителей и самого ребенка.