http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

«Сказка ложь, да в ней намёк»

Сказки помогают не только развивать воображение, но и справляться со стрессом, учиться выражать эмоции и лучше понимать себя. Для этого в психологии существует специальный метод – сказкотерапия. Как этот метод нашел отражение в проекте АНО «Лига книголюбов» и Николаевской районной библиотеки, и каких результатов удалось достичь – поговорили с руководителем АНО «Лига книголюбов» Натальей Названной.

 

Что такое «сказкотерапия»?

Это метод, использующий сказки и сказочную форму повествования для коррекции эмоциональных нарушений и улучшения взаимодействия детей с окружающим миром.

Сказкотерапия помогает при разного рода проблемах: страхи, отсутствие мотивации к самостоятельной деятельности, гиперактивность, упрямство, стеснительность, тревожность, апатия и прочие, позволяет улучшить понимание ребенком своего поведения и эмоций.


Расскажите, откуда появилась идея проекта с таким направлением?

Мы работаем на базе библиотеки, книги и сказки там повсюду. И это один из самых, наверное, понятных языков, ведь все любят сказки, особенно дети.


С какими детьми вы работали в проекте?

С детьми от 7 до 11 лет с умственной отсталостью и задержкой психического развития. В нашем городе немало детей с интеллектуальными нарушениями. У нас есть коррекционные школы и классы, но таким детям нужна дополнительная помощь в социализации и обучении контролю своих эмоций. Метод сказкотерапии показался нам интересным для работы как раз с такими запросами.


Как проходили занятия, чем дети занимались?

Мы начали с организационного собрания. Рассказали родителям о проекте, объяснили, почему выбрали такой метод и чем он будет полезен детям. Разделили детей на две целевые группы, по возрасту и потребностям.

Первым занятием для всех была интерактивная экскурсия по библиотеке. Сделали ее в форме квеста, а в конце показали небольшой спектакль по сказке. Детям очень понравилось, отклик был хороший. И дальше с этими группами начали интенсивно работать.

В начале проекта провели кукольные спектакли – «Чудодетство» и «Про Алёшу богатыря». Дети познакомились с дальневосточным художником и сказочником А. Е. Лепетухиным и с былинным защитником богатырем Алешей.

Еще мы проводили литературно-игровые программы «Буквоград», «Чудеса случаются», «Сказки дремучей тайги» и даже конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой». На практических занятиях дети сами делали кукол для пальчикового театра, разбирались в сюжетах сказок «Курочка Ряба» и «Колобок» и учились их обыгрывать. Это очень важный процесс: дети как бы переносили свои эмоции и чувства на персонажа – перчаточную куколку, а затем играли им, управляли. Это помогает разобраться в своих эмоциях и понять, как их можно контролировать.

Для своих спектаклей дети самостоятельно рисовали афишу и даже освоили 3D-ручки, чтобы создавать объемные картинки и рисунки. То есть, весь спектр творческих задач дети учились решать сами, от проработки персонажей до оформления выступления.

 

Как вы завершили проект?

Дети поставили кукольный спектакль и показали его деткам из детского сада. Мы взяли сказку «Колобок» и доработали. Такой современный колобок получился, в итоге сказки его не съели, он подружился со всеми героями. Сначала он плохо себя вел, но в конце сказки смог исправиться. Хороший конец у сказки, ведь это очень важно в сказкотерапии, чтобы был какой-то положительный завершающий аккорд.


Есть ли заметные изменения у детей? Как им помогла сказкотерапия?

Конечно! Самый заметный результат был, наверное, уже в конце проекта, когда дети почувствовали себя настоящими артистами. Такое состояние успеха, уверенности в своих силах. Особенно, когда зрители стали аплодировать, а потом еще и пообщались с нашими артистами. Дети-участники проекта остались очень довольны. Потом их педагоги отметили, что дети стали более раскрепощенными, уверенными в себе. Стали замечать свои эмоции, лучше их понимать, даже память улучшилась. И это логично, на самом деле, потому что надо было учить текст для выступления, зазубривать. Мелкая моторика стала получше, рисование и изготовление игрушек пошло на пользу. Получился такой комплексный творческий проект, который объединил ребят и действительно помог им развить важные качества: эмоциональную отзывчивость, творческие и познавательные способности.