Территория здоровья
У многих детей с инвалидностью после перенесенных простудных и вирусных заболеваний, часто возникают серьёзные осложнения и затормаживается процесс развития в целом, приходится начинать реабилитацию практически с нуля. Чтобы помочь детям болеть меньше и лучше адаптироваться к миру, АНО «Радость моя» запустили проект «Территория здоровья». Как физиопроцедуры влияют на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поговорили с Викторией Клыковой, руководителем АНО «Радость моя».
С чего начался ваш проект?
Мы занимаемся детьми с тяжёлыми нарушениями и столкнулись с
тем, что дети часто болеют. Стали думать, как можем эту ситуацию решить,
перебирать варианты, что поможет детям оздоровиться, но с поправкой на комфорт
и доступность для детей с ОВЗ.
Появилась идея, что для этих целей нам подойдет барокамера. Конечно,
это дорогостоящее оборудование, просто так не приобретёшь. Поэтому решили
доработать идею и сделать проект, чтобы подать его на конкурс Фонда президентских
грантов (ФПГ). Это не первая наша попытка, но первый поддержанный проект.
Для нашего региона вопрос реабилитации непростой, потому что
есть удаленность от краевого центра и немалое количество тяжело больных детей,
которым нужна помощь и которых очень трудно куда-то транспортировать. Поэтому в
проекте предусмотрели не только барокамеру, но и соляную комнату. Такой
мини-центр оздоровительный получился.
Проект получил поддержку, и мы его реализовали ровно так, как планировали. Сейчас центр работает на базе нашего офиса и помещения, которое нам предоставил Дом молодежи. Помимо барокамеры и соляной пещеры, мы докупили оборудование для кислородных коктейлей.
Много ли детей участвуют в таком курсе реабилитации и что
он в себя включает?
Сейчас 60 детей прошли часть занятий по проекту. Всего
планируется 3 курса по 10 занятий: это барокамера, посещение соляной комнаты,
кислородные коктейли и адаптивная физкультура.
Плюс посещение группы по присмотру и уходу для тех, чьим родителям нужно оставить ребёнка на несколько часов (до 4 часов в день). В такой группе дети остаются при сопровождении педагогов.
С какими детьми вы работаете в проекте?
Самому младшему ребенку год, самому старшему – 18 лет. Такой
вот разбег, хотя изначально планировали брать с 2 лет, но не смогли отказать,
потому что ребёнок очень нуждался в помощи.
Все дети с заболеваниями – ДЦП, аутизм, с разными генетическими
заболеваниями.
Такие заболевания – это зачастую инвалидность и у ребенка
должна быть программа реабилитации. И она, конечно, есть но возможности пройти
такие курсы реабилитации, как мы реализуем в проекте, нет. Просто нет такого
оборудования. А еще момент, что по программе реабилитации каждый ребёнок с
инвалидностью имеет право бесплатно посещать в год всего 40 занятий на выбор.
В нашем проекте каждый ребёнок посещает 30 занятий на
протяжении 9 месяцев. Бывает, кто-то на протяжении 6 месяцев проходит программу
и потом еще продолжает к нам ходить. То есть, у нас на самом деле беспрерывная
реабилитация идёт.
Потому что для таких детей 40 занятий в год это ни о чем. Нужно
гораздо более интенсивно, хотя бы 2–3 раза в неделю, чтобы ребёнок посещал занятия
на более длительный срок или, при необходимости, на постоянной основе, чтобы
был какой-то значимый и постоянный результат. И это не только наш вывод, это подтверждено
опытом многих организаций, которые занимаются реабилитацией детей.
Какие изменения у детей происходят, как помогает
реабилитация?
Головной мозг начинает лучше функционировать из-за того, что
дети стали дополучать кислород. Потому
что многие нарушения речи, процесса мышления случаются из-за гипоксии. Уже
сейчас даже у самых тяжёлых детей мы видим хорошие результаты. Педагоги из
коррекционных школ стали отмечать и говорить родителям, что дети могут брать бОльший
объем информации, спокойнее вести себя на занятиях. Еще родители отметили, что
у детей улучшился сон.
У детей с ДЦП появилась активность в движениях. У нас прям
тяжёлые мальчишки есть, которые не разговаривают. Родители отмечают, что у них
появились новые звуки, появился интерес к игровой деятельности.
Или вот группа по уходу и присмотру, она тоже показывает
результат. Сначала дети, которые пришли туда, вообще не коммуницировали друг с
другом и с воспитателями. А сейчас они играют вместе, это прям большой скачок. Честно
говоря, мы даже не ожидали, что так быстро результаты будут проявляться.
Физкультура помогает детям концентрировать внимание,
выполнять простейшие инструкции. К примеру, у детей с ментальными нарушениями
есть страхи – подняться по ступенькам, перешагнуть какое-то небольшое
препятствие и так далее. После занятий эти дети спокойно через бревно в зале
переступают, сами обуваются, больше самостоятельности в их действиях стало.
Они уже понимают простейшие инструкции и откликаются на них:
«жди», «пошли». У таких детей есть еще одна сложность – они не смотрят в глаза,
где-то в себе находятся. А теперь они стали больше реагировать, когда с ними
разговариваешь, поворачиваются в твою сторону.
Постепенно улучшается коммуникация, взаимодействие с миром.
Это большое достижение и самый важный результат проекта.