http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Профилизация и сопровождаемое обучение: как хабаровская НКО помогает детям с ОВЗ

После окончания образовательного учреждения подростки и молодежь с ОВЗ испытывают трудности с тем, чтобы найти себе работу. Большинство после оформления инвалидности остаются в рамках своей квартиры, постепенно привыкая жить без особой деятельности, ограниченные в возможности взаимодействовать с миром и людьми вокруг.
Образовательная деятельность – первая ступень для таких детей. Одним из вариантов дальнейшего развития является профилизация. О том, что это за направление и в какой форме может быть реализовано, мы поговорили с Олегом Федоровичем, руководителем АНО социального обслуживания инвалидов «Центр профориентационной абилитации «АГРО-ПАРК».

- Олег Юрьевич, расскажите, что такое профилизация?
Профилизация – это программы, адаптированные для людей с когнитивными особенностями. Это практически ремесленничество, мы специально обучаем ребят узкому профессиональному профилю с четким производственным алгоритмом. Ну и, соответственно, параллельно обучаем технике самообслуживания и технике безопасности.
Мы реализуем свои программы на базе школы-интерната №3 г. Хабаровска на основании договора о сотрудничестве. Первоначально была идея обучить детей для участия в чемпионате Абилимпикс, но для нашей тяжёлой категории детей даже он непосилен. Поэтому эту идею оставили и пошли по немного по другой системе.

- В прошлом году вы получили субсидию для СОНКО Хабаровского края на проект «ОРНИТОАГРОПАРК». Это тоже профилизационный проект?
Да, это часть профилизационной программы, которая включает в себя несколько направлений. Первое направление – растениеводство. В школе мы оборудовали отдельный кабинет, отвели его полностью под выращивание микрозелени и рассады. В этом году будем высаживать цветочные культуры, чтобы озеленить школьный дворик.
Следующее направление, новое для нас, – животноводство в узком профиле птицеводства. Собственно, об этом проект «ОРНИТОАГРОПАРК», с которым в прошлом году мы победили на конкурсе субсидий СОНКО края. Субсидию потратили на закупку профессионального оборудования и материалов.
Суть проекта в том, что дети при нашем сопровождении учатся самостоятельно выращивать птиц. Мы рассказываем, показываем и учим всему процессу: от закладки яиц в инкубатор до ухода за подросшей птицей.
Животноводство для детей с ОВЗ – это не наша оригинальная придумка, есть официально разработанные и утвержденные программы по обучению животноводству. Правда, в программах приводится в пример кролиководство, но птица проще и доступнее.
Мы занимаемся курицами, в основном несушками. Конечно, бройлеры, гуси, утки тоже есть, но здесь представлена только несушка. Она лучше всего выживает и меньше требует питания и ухода. И это тоже важно, поскольку более простое в уходе животное в относительно короткий срок дает видимый результат.

Мы играем в животноводство «по-взрослому»: закупаем профессиональное оборудование (брудер, например), инкубаторы. Или вот, кассета для тепличного хозяйства, тоже профессиональная, такими пользуются на производствах.
Для чего это? Когда человек заканчивает нашу школу и выходит на условное производство или крестьянско-фермерское, он не боится работать, потому что он знает оборудование, знает, как с ним работать. Мы готовим ребенка для дальнейшей профессиональной жизни, даем реальные навыки, которые позволят ему заработать.
Сейчас активно проводим мастер-классы по закладке яиц в инкубаторы и дальнейшему процессу выращивания птицы.
В с. Федоровка у нас есть отдельный тепличный комплекс, где растениеводство и животноводство уже в более серьезном масштабе. Это так называемый учебный дальневосточный гектар. На нем мы с ребятами в течение всего сезона выращиваем овощи (помидоры, морковь, капуста, перец), перерабатываем их в овощную закуску «Токана овощная» и реализуем через продуктовую сеть. Сейчас наш товар можно найти в «Самбери».
Куриное яйцо тоже продаем, куриное мясо используем в пищу самими, потому что у нас очень большая команда, которую надо кормить.
В теплице сейчас работает 56 человек, из которых 14 – это инвалиды. Каждый из них выполняет конкретную работу и каждый полезен своими отточенными навыками.

- С какими детьми вы работаете?
На ученических проектах в школе-интернате – со всеми, кто проявит интерес, кто может включиться в работу. Примерно с 8–9 лет и до выпуска (у некоторых и до 22–23 лет, по-разному бывает).
На гектаре, конечно, работаем с совершеннолетними. А если ребенок еще несовершеннолетний, но у него есть желание трудится, то на основании решения и согласия родителей. В целом родители реагируют положительно и соглашаются.
Выпускники школы-интерната уходят в техникум, а потом возвращаются к нам на практику. И им, конечно, обязательно нужно трудовое сопровождение.
Постепенно мы выработали определенную систему сигнальной безопасности. Каждый ребенок еще на этапе учебных программ запоминает ее: звуки, сигналы, цвета лампочек. Что делать, если, к примеру, ребенок разбил яйцо или что-то уронил, перепутал? Отрабатываем последовательность действий, чтобы непривычные ситуации не вгоняли их в панику и ступор. Ну и во «взрослой» ситуации осталась та же самая привычка.
Выпускник, когда приходит к нам на производство, уже знает все звуки и сигналы.

- Как в дальнейшем видите развитие направления профилизации?
Агротуризм, он же сельскохозяйственный туризм или сити-фермерство – это точно такой же туризм для городских жителей, которые только начинают в фермерство окунаться, им нужно посмотреть, практически пощупать, каково это, погладить птичку, козлика и так далее. Или овощеводство – посмотреть на огромные помидоры, например, узнать, как за ними ухаживать, что такое пасынкование и так далее.
Здесь же наши ученики работают, свои задачи выполняют: ухаживают за растениями и животными, ландшафтным дизайном занимаются. Они делают полезное дело, находятся в обществе, социализированы, вокруг них понятная им обстановка.
В дальнейшем мы планируем развить проект учебного дальневосточного гектара до полноценного агрокампа круглогодичного проживания. Там будет и образовательный процесс, и практика (все то же растениеводство и животноводство), и культурная жизнь. Такой большой учебно-практический проект. Сейчас он в разработке, планы по застройке территории уже готовы, дальше готовимся к строительству. В агрокампе соберутся воедино все наши проекты и идеи.