http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Как благотворительный фонд помогает детям из детских домов поверить в свои силы

В феврале 2023 года Благотворительный фонд «Культура развития» проводил анкетирование среди воспитанников и работников детских домов Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, ЕАО и Амурской области, чтобы выявить актуальные потребности детей, проживающих в социальных учреждениях.

Опросили более 260 человек, статистика вышла нерадужная: более 90% воспитанников регулярно испытывают трудности с освоением школьной программы и нуждаются в повторном более глубоком изучении школьного материала. Помочь детям доучиться, вернуть уверенность в своих силах, показать лучшее будущее – на это нацелен проект «Домашний репетитор» благотворительного фонда «Культура развития».

Благотворительный фонд «Культура развития» работает с 2010 года. Все начиналось с предметной помощи детским домам: организовать мелкий ремонт, обустроить территорию, докупить что-то необходимое. Затем круг задач сузился.

–Мы решили сфокусироваться именно на детях, –рассказывает Елена Турышева, председатель правления фонда. – Помогали в трех направлениях: лечение, помощь приемным детям, взятым на воспитание в семьях, и акции к праздникам (Новый год, 1 сентября и так далее), в рамках которых, например, мы дарили ноутбуки детям с ограниченными возможностями, чтобы дети могли учиться. Иногда требовались особенные устройства – специальные клавиатуры или манипуляторы, такое тоже покупали и дарили.

Елена Турышева, председатель правления фонда
Елена Турышева, председатель правления фонда

Программы просуществовали довольно долго, но со временем мы поняли, что распыляемся на разные направления. Хотелось остановиться на чем-то одном и помогать систематически и целенаправленно. Поскольку с детскими домами уже был длительный опты взаимодействия, мы решили сфокусироваться на помощи именно таким детям.

Для любого ребенка образование может стать настоящей путевкой в жизнь. Для детей из детских домов это еще и часто возможность увидеть совсем другую реальность, новую, интересную, о которой они не знали, просто потому что некому рассказать, некому направить и поддержать.

Основная масса воспитанников не замотивирована на успешную учебу, они не умеют и не хотят учится. Таким детям трудно самостоятельно преодолевать проблемы. Столкнувшись с трудностями, они быстро теряют интерес и опускают руки. Им всегда требуется постоянная поддержка взрослых.
Чтобы восполнить пробелы в знаниях, нужно живое общение ребенка и учителя. Конечно, это дополнительная нагрузка на детский дом, таких ресурсов у них просто нет. В школе индивидуальные занятия учителя не проводят, поскольку у них тоже крайне высокая загруженность.

В 2019 году мы пересмотрели наши программы и уже к 2020 году появился проект «Домашний репетитор», направленный именно на образовательную помощь детям из детских домов. В рамках проекта дети занимаются с репетиторами по нужным им предметам, готовятся к сдаче экзаменов или просто подтягивают знания. Такие занятия для детей бесплатны.

Это направление стало абсолютно новым для нас, все делали с нуля. Посмотрели, что наши коллеги с запада страны делают, увидели похожие проекты. Там есть фонды, которые также помогают деткам, проводят для них обучающие занятия, в том числе работают и на Дальневосточный регион. Но тут есть сдерживающий фактор – разница во времени. Все-таки, семь часов для детей – это очень серьезный момент, им тоже нужно отдыхать и не перегружаться.

Сейчас в крае, да даже, наверное, во всем Дальневосточном регионе нет программ, подобных нашей. Прежде чем запустить проект, мы проделали большую подготовительную работу. Приходили в детские дома, общались, рассказывали, собирали потребность. Оказалось, что такое направление помощи на самом деле очень востребовано.

Не каждый детский дом способен обеспечить воспитанникам техническую возможность обучения. Эту проблему также старались решать по мере сил, передавали компьютеры туда, куда требовалось. Мы работаем с 7 детскими домами в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре.

Конечно, хочется охватить больше детей, но пока так. Сейчас мы работаем только на Хабаровский край, но нас ждут и другие регионы – ЕАО, Амурская область, Приморье. Надеюсь, получится расширить программу, хочется помочь как можно большему числу детей.

В среднем за учебный год у нас обучается около 100 детей. В основном, учим русскому языку и математике, английскому, очень большой запрос на обществознание. И дальше по специализации – история, физика, география, химия.

В программе учатся 8, 9, 10 и 11 классы, это уже такая более-менее осознанная аудитория, которая больше всего нуждается в помощи, больше замотивирована. Кроме того, поскольку занятия проходят в онлайн-режиме, дети помладше сложнее переносят такой формат.

В этом году мы подавали наш проект «Домашний репетитор» на субсидию для социально ориентированных НКО Хабаровского края и оказались в числе победителей. Планируем привлечь детей 7 класса, чтобы пораньше начать с ними работать, посмотреть, насколько это будет эффективно.

Мы работаем в формате «Один педагог – один ребенок», индивидуальные занятия. Это не так просто, как может показаться, надо грамотно распределять время и усилия.

Проект стартовал в пандемийный 2020 год. Старт был отличным! Сначала хотели проводить обучение оффлайн, чтобы педагоги приходили к ребятам. Конечно, рассматривали и онлайн-формат, но не как основной, однако оказалось, что это очень удобно детям, намного удобнее очного обучения. Дети очень заняты, на самом деле. Помимо учебы у них другие занятия дополнительные, свободного времени не так уж и много.

Хорошая база знаний, понимание того, как выстраивать процесс обучения – то, чего этим детям не хватает из-за предыдущего неблагополучного опыта.
Трудности с освоением школьной программы являются частью системной проблемы и тесно связаны с социальной адаптацией воспитанников детских домов, поскольку образование — очень важный и значимый ее этап.

Фонд работает совместно с сотрудниками детских домов – кураторами, это позволяет помогать детям на протяжении всего периода их обучения в программе. Восполнение знаний – один из «кирпичиков», благодаря которому ребенок обретает уверенность в своих силах, становится более замотивированным, социализированным.

Алина и Ольга – педагоги-методисты Фонда. Их истории похожи: обе в поисках работы нашли вакансию, встретились с руководством, поговорили и поняли, что это то, что нужно. Работа с детьми не дается просто, но каждая из них находит свою радость и смысл в том, что делает.

Алина Пулькова, педагог-методист фонда
Алина Пулькова, педагог-методист фонда

–С фондом работаю с 2020 года. Тогда программа запустилась первый год, нужно было ориентироваться быстро, буквально на ходу принимать решения, нарабатывать опыт, что-то иногда придумывать, –рассказывает Алина.

Я проводила анкетирование детей перед включением их в программу, потом мы созванивались с ребенком и куратором из детского дома, общались. Выясняли, что нужно ребенку, какие цели и задачи для обучения. Следующий этап – составление программы обучения. Периодически я мониторила занятия детей с педагогами, собирала обратную связь и от куратора, и от детей. Еще был период, когда я проводила занятия по географии, готовила детей к ОГЭ. Всего понемногу получилось.

Самое классное – это когда дети раскрываются, начинают тебе доверять. Пишут, созваниваются, рассказывают о своих желаниях и целях. И когда ты понимаешь, что ты хотя бы немного можешь поспособствовать реализации их желаний – это очень вдохновляет!

Когда была возможность, мы посещали детские дома лично, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Живое общение с детьми, которым ты уже на протяжении года помогаешь, конечно, тоже радует.

Ольга Дмитриева, педагог-методист фонда
Ольга Дмитриева, педагог-методист фонда

–Я работаю с Фондом год. Намеренно искала работу с детьми, мне нравится с ними работать, – делится Ольга. – Сейчас мои задачи: первое собеседование с ребенком перед стартом программы. Разговариваем с ним, выясняем, где именно нужно помочь, какие пробелы восполнить.

Потом в течение учебного года также работаю с детьми, сопровождаю. Конечно, возникают какие-то сложности в процессе обучения, иногда дети хотят уйти из проекта. Здесь тоже подключаюсь, разговариваем, выясняем, что не так и чем помочь, чтобы ребенок не бросал, оставался и доучивался. Дети теряют мотивацию к обучению, это общая тенденция рано или поздно встречается почти у каждого ребенка, не только из детского дома.

Причины разные. Бывает, что проблемы извне – школа или какие-то иные факторы. Бывает, дети теряют уверенность в своих силах, быстро сдаются.

–Да, невозможно все контролировать, случается всякое. Иногда дети начинают пропадать с занятий, систематически опаздывать или вести себя странно, агрессивно. Мы, конечно, работаем с ними в такие моменты. Но не с первого раза все получается, поэтому разочарование неизбежно, – добавляет Алина.

Но я всегда себя подбадривала тем, что смогу этого ребенка расположить к себе, к педагогу, к учебе. Что хотя бы немного, хоть чуть-чуть я смогу ему помочь и может быть до него дойдет простая истина – что я ему друг, а не враг, что я пытаюсь помочь и сделать лучше.

–Любое обучение будет работать только пока ребенок сам заинтересован. Есть дети, которые, к примеру, проучились полгода и – ой, я уже все знаю, мне больше не нужно. Тут ничего не сделать, пока ребенок сам не осознает, что все-таки надо еще заниматься. Бывает, потом они возвращаются в программу. И мы продолжаем с ними работать, не бросаем. Есть и те, кто с нами надолго остался. Например, есть ребята, кто пришел к нам в 8 классе и сейчас продолжает учиться в 9 классе, идет в 10, – делится Елена. – В целом после такого обучения у детей растут не только оценки, но и уровень знаний, а еще заинтересованность.

Мы получаем отзывы от ребят, что теперь им уже не так страшно ходить в школу на занятия. Уверенности становится больше. Понятно, что по каким-то предметам все равно проблемы остаются, но в целом качество восприятия информации улучшается.

Наверстать упущенное в школе – не единственная незакрытая потребность у детей из детских домов. Помимо обучения есть большой запрос на профориентацию. Кем стать, когда вырастешь, и как понять, что для этого сделать – важные вопросы для каждого ребенка.

–Мы проводили несколько занятий-встреч по направлению профориентации. Посмотрели, что отзыв хороший, и на будущее планируем добавить в программу это направление, – говорит Елена.

–Да, у детей есть запрос, им нужна помощь, нужен ориентир в сфере профессий, –добавляет Ольга. – У многих сейчас в планах и желаниях освоить какую-то прикладную профессию – например, повара или учителя.

Удивительно, что дети серьезно настроены освоить «помогающие профессии»: учителя, тьютора, воспитателя. Они хотят работать с детьми, часто такими же, как они сами. Мотивация тут простая и предельно честная: «Мне никто не помогал, а я хочу помогать».

–На самом деле ребята не знают о многих профессиях, не знают, кем они хотят быть, потому что взрослых положительных примеров перед глазами у них нет или было очень мало, – комментирует Алина. – А еще не хватает базы: чем высшее учебное заведение отличается от среднего, на каких условиях куда поступают, как ориентироваться на сайтах учебных заведений, где искать информацию и так далее. Мы давали им такую информацию, ориентировали, помогали разобраться.

Сейчас очень интересно наблюдать за нашими ребятами, первыми выпускниками программы «Домашний репетитор», смотреть, куда они поступили. С некоторыми мы поддерживаем общение, радуемся их успехам. Приятно видеть их повзрослевшими и думать, что хотя бы немного ты причастен к тому, что они достигли своих целей.

— Это классное чувство, когда дети лишний раз хотят с тобой пообщаться, спросить совета или что-то рассказать, поблагодарить за помощь, поддержку. Было такое, что дети специально обращались к куратору, просили созвониться со мной, чтобы просто поболтать и сказать «спасибо». Это очень ценно, в такие моменты я понимаю, что вся моя работа – не зря, - делится Ольга.

– Знаете, я понимаю, что мы не можем охватить всех желающих, – добавляет Елена. – Да даже если б могли, все равно остаются проблемы вне наших возможностей: например, дети с девиантным поведением, которых разрывает внутренний конфликт. С одной стороны они хотят учиться и тянутся, а с другой там такой непростой клубок противоречий и проблем, что распутать его без психолога невозможно.

Увы, мы не всесильны, наша программа ограничена определенным кругом образовательных задач. Но даже если ребенок учится всего-ничего, остается в программе ненадолго, важно, что мы успели ему дать за это время, чему научить. Даже небольшая поддержка может в дальнейшем стать для него частью какой-то внутренней опоры. Во всяком случае, хочется в это верить.

Все фото в материале предоставлены Благотворительным фондом "Культура развития"